Иск о признании права собственности на жилое помещение
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Основным регистрирующим органом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Регистрация прав на имущество, расположенное на территории г. Москвы, производится в территориальном органе – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва.
Следует знать, что владение объектом недвижимости на основании неких, ранее выданных документов (Постановлений, свидетельств, договоров) при отсутствии соответствующих сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не всегда является надлежаще оформленным.
Все сделки с недвижимым имуществом, совершаемые гражданами и юридическими лицами, подлежат обязательной государственной регистрации, облагаются государственной пошлиной. Для каждой конкретной сделки установлен определенный перечень необходимых документов. Зачастую сбор таких документов занимает значительное количество времени.
К наиболее актуальным вопросам в области регистрации прав можно отнести:
1. Оформление ранее возникших прав.
Необходимость в переоформлении документов возникает у граждан, в собственность (пожизненное наследуемое владение, бессрочное пользование) которых были предоставлены земельные участки (до введения в действие Земельного кодекса). Как правило, в этом случае единственными документами, подтверждающими право на землю являются или постановление местной администрации, выписка из похозяйственной книги, или свидетельство прежнего образца. К аналогичным случаям относится регистрация прав на жилые дома, квартиры, права на которые были оформлены до 1997 года, т.е. до учреждения регистрационной службы и ЕГРП. Ранее полномочия по регистрации прав были переданы органам БТИ, сельским администрациям, которые регистрировали правоустанавливающие документы на недвижимость.
В целом, такие документы действительны и подтверждают право собственности, но при этом в ЕГРП без соответствующего заявления собственника эти сведения не вносятся. Соответственно, это усложняет процедуру распоряжения этим имуществом: совершение сделок, наследование.
2. Государственная регистрация сделок (купля-продажа жилого помещения, приватизация, дарение объектов недвижимости, мена, долгосрочная аренда, переуступка права аренды).
Для совершения двусторонних сделок (договоров купли-продажи, дарения и пр.) необходимо не только подписание соответствующего договора, но и представление его на государственную регистрацию. Договор должен быть составлен надлежащим образом, прошит, пронумерован, должен содержать все существенные условия, подписи сторон. В зависимости от совершаемой сделки к договору необходимо приобщать определенные документы, например, согласие супруга на покупку/отчуждение имущества, кадастровый паспорт, выписка из домовой книги. В отсутствие необходимых документов регистрация прав произведена не будет.
3. Государственная регистрация права собственности на основании судебного постановления. Оформление права собственности на самовольные постройки
Определение самовольной постройки приводится в ст. 222 ГК РФ. При определенных условиях (естественно, при отсутствии права собственности) такая постройка может быть снесена по решению суда. Самовольной постройкой признаются как строительство объекта недвижимости в целом (жилого/нежилого здания, строения, сооружения), так и самовольно возведенные пристрои к дому, влекущие изменение общей площади жилого дома. Оформление права собственности на подобные объекты возможно посредством внесудебного оформления. В этом случае застройщику необходимо собрать комплект документов (правоустанавливающие документы на земельный участок, технический паспорт на строение, градостроительный план и пр.) и обратиться в соответствующий отдел архитектуры. Предстоит несколько этапов: утверждение градостроительного плана, выдача разрешения на строительство/реконструкцию, разрешения на ввод в эксплуатацию. В регистрирующий орган необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, кадастровый паспорт, квитанцию об оплате государственной пошлины. При невозможности внесудебного оформления право собственности следует признавать путем обращения в суд. В этом случае правоустанавливающим документов для обращения в регистрирующий орган будет являться не разрешение на ввод в эксплуатацию, а судебное решение/определение, вступившее в законную силу.
4. Оформление наследственных прав.
Процедура оформления наследства длительна и состоит из нескольких этапов. В отношении недвижимого имущества итоговым документов будет также являться свидетельство о государственной регистрации права. При этом правоустанавливающим документом будет служить свидетельство о праве на наследство по закону/завещанию, выданное нотариусом.
Специалист в области оформления недвижимости осуществит все необходимые действия:
- Составление договора отчуждения имущества (купля-продажа, дарение, мена, переуступка права аренды, субаренда);
- Сбор комплекта документов;
- Осуществление действий по государственной регистрации (сопровождение действий заказчика в регистрирующем органе или действие по доверенности)
- Получение зарегистрированных документов.